суббота, 24 февраля 2024 г.

Организация проектной деятельности на занятиях изобразительного и декоративно – прикладного творчества


Автор: педагог дополнительного образования Терещук Наталия Владимировна

              Учебное проектирование все более становится основным методом обучения изобразительному искусству как способ активизации деятельности самостоятельного познания обучающимися творческих задач.
Под проектом подразумевается специально организованный и самостоятельно выполняемый комплекс действий, завершением которого является созданный объект, представленный в рамках презентации выставки.
Грамотно выстроенная проектная деятельность считается успехом творческого задания. Педагог создает условия, позволяющие обучающимся самостоятельно открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем. Именно это наиболее актуально, так как детям дается возможность самостоятельно или под руководством педагога с ненавязчивой поддержкой детской инициативы добывать знания путем системы целенаправленных систематических наблюдений. Они учатся анализировать выдвинутую ими гипотезу, осмысливать поставленные цели и задачи и делать определенные выводы.
Педагог должен обладать определенными качествами при проведении проектной деятельности на занятиях:
- Быть способным генерировать новые идеи, для этого необходимо информационная грамотность, так как он является первичным источником информации, но не единственным, но является тем указателем, который помогает детям в поиске доступного материала.
- Быть направляющим в исследовательской деятельности детей. Грамотно сопровождать творческий процесс с небольшими подсказками помогать вести самостоятельную работу.
У обучающихся при выполнении творческого проекта также должен быть определенный уровень готовности:
- Ребенок должен иметь запас начальных знаний о проектируемом объекте, т.е. иметь представление о нахождении этого объекта в предметной среде и его назначении или где бы он мог являться функциональным звеном.
- Практические умения работы с материалами, инструментами, а также знать базовые знания о цвете, композиции.
- Определенные качества мышления.
Чтобы выполнить проект обучающемуся необходимо обращаться к собственному жизненному опыту, к образам литературных источников, к своему воображению, фантазии.
Так как дети являются активными участниками в образовательном процессе, то метод проектов как раз позволяет эффективно учитывать те потребности и интересы, которые у них имеются. Это обеспечивает мотивацию к успешному обучению. Ребенок влияет на выбор темы проекта. Но при этом присутствует обязательное совместное с педагогом обсуждение проблемы.
Анализировать проблемную ситуацию, уметь ставить перед собой познавательные и исследовательские задачи – все это позволяет развивать творческую инициативу у обучающихся.
Педагогу необходимо стимулировать детей на правильную установку решения проблемы, выдвигая свою гипотезу, рассматривая ее актуализацию, ее предназначение и т.д. Все это определяет главное направление поиска. Для этого используется ряд методов исследования.
При выполнении проекта определяются средства, способы работы, материалы. Используются различные технологии. На основе собранной информации, дети проводят собственное исследование: наброски, зарисовки, эскизы, основанные на цветовом решении, выполняют макеты, конструируют с учетом композиционных правил. Прежде чем конструировать что-либо, необходимо точно знать, в каких условиях придется работать. Поэтому, сразу необходимо определить основные параметры и ограничения предполагаемого изделия, диктуемые обстоятельствами, желаниями. Например: разрабатываемое изделие должно быть:
-многофункциональным и универсальным;
-иметь красивый эстетический вид и т. д.
Планируя, конструируя что-либо, очень важно создать что-то свое, новое,
оригинальное, неповторимое, опираясь на уже имеющиеся, с учетом качества и современности.
Для усвоения темы необходимо кратко записывать всю технологию изготовления, изображения, моделирования и конструирования.
Вместе с педагогом обсудить все технологические этапы, определить ошибки, которые не всегда можно заметить самостоятельно, из - за недостаточные количества знаний у обучающегося. После утверждения педагогом последнего этапа, можно переходить к конкретным практическим действиям.
Гипотеза обучающихся, не всегда может быть согласована с гипотезой педагога, но является открытием нового в данном проекте. Сами обучающиеся могут раскрыть интересные фаты, находки для дальнейшего использования в той сфере, к чему принадлежит их результат творческого проекта. Представить его предназначение, его значимость.
Проектная деятельность является основным пунктом образовательного процесса, эффективно влияющим на развитие объемно пространственного мышления детей, и дает положительные результаты на дальнейший выбор ребенка своего предназначения в обществе.





Комментариев нет:

Отправить комментарий