Авторы педагоги дополнительного образования: Чирова Оксана Владиславовна и
Терещук Наталия Владимировна
Мы живём в эпоху глобализации, религиозного экстремизма и международного терроризма. Мир всё больше сталкивается с «проблемой человечности» современного человека. Подрастающее поколение воспитывается на иных ценностях нежели их родители. То, что ещё некоторое время назад считалось безнравственностью и невоспитанностью, становится нормой. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу непоправимый урон, они разрушают личность. Технический прогресс, развитие науки облегчило человечеству доступ к знаниям. Обучение основам различных наук в наше время происходит в обязательном порядке, по планам и программам. Этот процесс строго регламентирован и продуман. Однако нравственное воспитание подрастающего поколения сильно отстает. Общество периодически будоражат споры на тему, кто должен заниматься воспитанием ребёнка – родители или школа. Сегодня значение семьи в воспитании снизилось, институт семьи переживает огромную трансформацию. Этот вопрос встал так остро, что пришлось вносить поправки в конституцию РФ. Ребёнок растёт и развивается окружённый множеством разнообразных источников информации, сильно воздействующих на него как позитивно, так и негативно.
Ещё писатели – фантасты прошлого столетия задавались вопросом, что ждёт образованное человечество без морали, без нравственности, без духовности. Сегодня стремительно развивается искусственный интеллект, но робот не обладает душой. В здоровом обществе нравственность должна вести за собой интеллект. Таким образом, целью духовно-нравственного воспитания является формирование нравственности, морали, чему соответствуют критерии добра, милосердия, заботы, образованности, порядочности, честности
Детство – это прекрасная страна, где каждый ребёнок строит свой чудесный дом будущего. От родителей, педагогов зависит, какой фундамент будет заложен в его основание. Не разрушится ли этот дом, когда ребёнок вырастет? Многолетний педагогический опыт, описанный в литературе, показывает, что крепкий фундамент, база для развития личности ребенка – это духовно-нравственные ценности, интериоризированные им в пору взросления в общении со значимыми взрослыми, в труде и творчестве, созидательной деятельности на благо окружающих.
Духовно-нравственное воспитание – это основа формирования культурной личности, способной к саморазвитию, адаптации в сложной окружающей действительности, умеющей совершенствовать и позитивно реализовать свой творческий потенциал в интересах личности, общества, государства.
Перед учреждением системы дополнительного образования сегодня остро встают важные задачи: развития творческого потенциала детей с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей и формирование культурной личности. И именно педагог создает для этого все условия: прежде обеспечивает эмоционально-образное восприятие окружающего мира, формирует ассоциативно-пространственное мышление, учит детей способам создания изображений с помощью выразительных средств.
Сегодня дополнительные общеобразовательные программы в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, рассчитаны на широкий спектр познавательных потребностей и интересов обучающихся, содержит разные уровни сложности и позволяет найти оптимальные варианты работы с той или иной группой детей или с отдельным ребенком.
Перед детьми встают не простые задачи, в которых делается акцент не только на обучение азам рисунка и живописи или декоративно-прикладного творчества, но и на достижение обучающихся такого уровня мастерства, который позволял бы им воплощать в реальность свои идеи и создавать свои проекты. Стать людьми со вкусом и ценителями красоты окружающей среды, а также познакомить с различными материалами, технологиями, владение ими. Как правильно использовать цвет в изобразительном и декоративно – прикладном творчестве и т.д. всё это в свою очередь способствует формированию культурной личности.
Любое действие требует организацию, планирование занятия. Несмотря на то, что это творческие дисциплины и дети проявляют творческие способности, свою фантазию, воображение, важно понимать, что занятие имеет свою структуру и проводится последовательно от объяснения новой темы до подведения итогов, включая выставочную деятельность.
Все занятия объединения по обучению детей изобразительному и декоративно-прикладному искусству, построены по принципу «от простого к сложному». В группах первого года обучения базовые теоретические знания даются в совокупности с практическими экспериментами, примерами и творческими заданиями, что позволяет детям активно познавать окружающий мир и равноценно овладевать и теорией, и навыками изобразительного языка. На втором и третьем году обучения задания усложняются, дети разрабатывают проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к дизайнерской задаче, а также приобретают навыки самостоятельности в исследовательской и проектной деятельности.
В своей педагогической деятельности педагоги используют различные способы и методы обучения. Один из важных показателей успешности обучения является мотивация. Необходимо заинтересовать, развить творческую активность ребёнка. Часто на занятиях применяется поисковый исследовательский метод – это самостоятельная познавательная деятельность, при осуществлении которой обучающиеся самостоятельно добывают новые знания, приобретают новые умения; результаты поисково-исследовательской деятельности ведут к тому, что дети сами ставят перед собой новые цели и задачи. А также применение нетрадиционных и игровых технологий, наглядных методов.
На своих занятиях педагоги часто используют активный метод обучения, это когда дети выполняют творческое задание, вступают в диалог с педагогом. Идет совместное решение проблемы. Её обсуждение, как бы погружение в суть темы. Именно при таких обсуждениях возможно успешно решать, не только учебные, но и воспитательные задачи. Но более результативным методом педагоги считают интерактивный – взаимодействие всех обучающихся как с педагогом, так и друг с другом. Этот метод наиболее соответствует личностно-ориентированному подходу и позволяет успешно формировать культурную личность, способную к саморазвитию.
Задача – создать условия для инициативы и духовного развития детей. Важно дать возможность работать хорошими инструментами, использовать качественный материал. Таким образом, происходит сотрудничество между педагогом и обучающимися, при этом они равноправны. Исходя из опыта работы, во время использования такого метода, дети начинают мыслить более осознанно и объемно, раскрепощаться, принимать обоснованные решения. Каждый старается внести свой особый индивидуальный вклад. Идет обмен знаний. Навыки взаимодействия переходят на более высокий уровень. Но при таком подходе учитываются правила поведения, правила последовательного выполнения творческой работы.
Каждый ребенок стремится передать в своей работе свои впечатления понимания окружающего мира, будь то натюрморт, живой объект или виды родного города. И задачи педагога рассмотреть в каждом ребенке талант, научить его видеть мир через призму прекрасного.
Духовно-нравственное воспитание, предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям. Создавая единую образовательную и воспитательную среду на занятиях, решая вопросы духовно - нравственного и патриотического воспитания, мы можем сохранить духовное и физическое здоровье будущего поколения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий