среда, 28 февраля 2024 г.

Роль выставок декоративно-прикладного и изобразительного искусства в организации коллективной работы в учреждение дополнительного образования

 Авторы: методист ОПИ Чирова Оксана Владиславовна и 

педагог дополнительного образования Хорохорина Татьяна Александровна

                Одним из приоритетных направлений по формированию компетентной личности XXI века является развитие социальных компетентностей. Человек будущего это коммуникативный, обладающий социальным и эмоциональным интеллектом, работающий в команде индивидуум. На, сегодняшний день, существует и применяется в системе дополнительного образования. Технология коллективной творческой деятельности (И.П. Волков, И.П. Иванов). Многие педагоги нашего отдела с успехом применяют данную технологию на практике. Одна из задач современного образования состоит в том, чтобы развить у детей умение работать творчески в коллективе. Можно сказать, что коллективное творческое дело, во-первых, естественно, во-вторых, социально и в-третьих, основа педагогической деятельности в коллективе. Дело планирует коллектив, готовит, обсуждает и выполняет. Результатом поиска становится лучший вариант. Именно в обособленном детском коллективе ребенок должен научиться жить среди людей, а объединит детей коллективная работа. В общем труде создаются благоприятные условия для воспитания у детей ответственности не только за себя, но и за товарищей, умения подчинять свои желания требованиям группы. Будущее наших детей напрямую зависит от того, смогут ли они приобрести необходимые знания, умения, навыки, занять активную позицию в жизни, развиваться и самореализоваться в условиях школьной и внешкольной деятельности.. Отдел «Пластические искусства» МАУДО ДТДиМ на протяжении 20 лет организует и проводит выставки-конкурсы декоративно - прикладного и изобразительного искусства различного уровня. Учитывая специфику деятельности нашего отдела, для детей которые занимаются у нас в творческих объединениях очень важно принять участие в выставке. Декоративно-прикладное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребёнка, который, по образному выражению К. Д. Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями. Обладая нравственной, эстетической, познавательной ценностью, оно воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Выставка - это, прежде всего, совместная деятельность детей, организованная педагогом с воспитательной целью. Выставки проводятся в творческих объединениях на базах школ (в творческом объединении и школе), во Дворце творчества детей и молодёжи (уровень ДТДиМ и города). Выставка - это точка, от которой ребёнок сделает первый шаг для достижения новых творческих целей. Для детей зрителей - это возможность увидеть своего друга с другой точки зрения, а для кого-то стимул попробовать себя в этом виде деятельности. Каждое участие ребёнка в выставке - это приобретение определённого опыта, выход на разные уровни выставочной деятельности.
Выставки и очные конкурсы являются неотъемлемой частью работы творческих объединений, работающих по направлению изобразительного и декоративно-прикладного творчества. Очень важным для педагогов и обучающихся является проведение регулярных очных выставок и конкурсов, поскольку именно они, обладают огромным воспитательным потенциалом. Они формируют «лицо» отдела и всего учреждения. Зрителями становятся обучающиеся и родители всех творческих объединений образовательной организации, гости, обучающиеся, педагоги. Выставка это важная составная часть эстетической образовательной среды, способствующая созданию особой атмосферы творчества. Она становятся «стимулятором творческого роста» для их участников и даёт возможность каждому ребёнку представить свою работу на ту или иную выставку в течение учебного года, и это особенно важно для тех детей, которые делают свои первые шаги в художественном творчестве. Она помогает педагогам в развитие у детей социальных компетенций. Подготовка к выставке это коллективное творческое дело. Когда дети выполнили свои работы и принесли их на выставку, важно продемонстрировать успехи детей в наиболее выигрышном свете. Представить так детские работы, чтобы была видна задумка автора, качество изготовления. Именно в этот момент требуется опыт, знания художника – оформителя выставки. Работа художника-оформителя не такая простая, как может показаться на первый взгляд. Она начинается ещё в творческом объединении, которым руководит педагог дополнительного образования и художник-оформитель. В отделе «Пластические искусства» МАУДО ДТДиМ художник - оформитель преподаёт изобразительное искусство. Подготовка к выставке объединяет детский коллектив творческого объединения в единый творческий организм. Сколько всего надо знать о правильном оформлении и подаче работ и сколькому нужно научить детей. Художник-оформитель – специалист в области изобразительного искусства, использующий художественные приемы и средства в целях оформления. Деятельность художника-оформителя имеет много направлений, это и роспись интерьеров помещений, и фасадов домов, создание рекламных плакатов, разработка эскизов, и так далее. Неотъемлемая часть работы художника-оформителя в нашем учреждении – это оформление выставок декоративно - прикладного и изобразительного искусства. Задача педагогов, организаторов выставок и творческих конкурсов не омрачить, не испортить детям эти первые шаги в искусство. Сделать детям праздник творчества. Завершением городских мероприятий всегда становится торжественное награждение участников, юных мастеров. В этом без помощи наших коллег было бы не обойтись. Нам повезло в том, что наш отдел работает в одних стенах с замечательными творческими коллективами из музыкального отдела и отдела сценического творчества. При подготовке церемоний открытия и закрытия выставок без помощи специалистов в области режиссуры, музыкального и танцевального искусства не обойтись. Силами юных танцоров, музыкантов и ведущих получаются интересные концерты на церемонии закрытия выставок-конкурсов. Руководитель любого творческого объединения, где дети занимаются музыкальным или хореографическим искусством также должен рассматривать концертное выступление как важнейшее событие в своей творческой жизни и жизни коллектива. Превращение концерта в средство воспитания, придание ему педагогического смысла – важнейшая задача руководителя. К организации и проведению любого выступления – независимо от того, выступает коллектив с большой программой в концертном зале или же исполняет несколько номеров на менее значимой площадке, - необходимо относиться одинаково ответственно и заинтересованно. Концерт – это не только подведение итогов, смотр достигнутого результата. Это ещё встреча со зрителями, от которой зависит настроение. В любом деле, в любой компании, учреждение важен не отдел, не конкретный педагог, а чёткое и грамотное взаимодействие отделов и коллег, объединённых единым делом. При грамотной работе образовательная организация может добиться больших результатов в обучение и воспитании детей, в формировании компетентной личности будущего.








Комментариев нет:

Отправить комментарий