Автор: методист ОПИ Чирова Оксана Владиславовна
Современный мир стремительно изменяется. Изменяются законы, моральные нормы и устоявшиеся правила. Изменения затронули социально-экономическую и общественно-политическую жизнь России и мира. Мы живём в эпоху глобализации, религиозного экстремизма и международного терроризма. Мир всё больше сталкивается с «проблемой человечности» современного человека. Подрастающее поколение воспитывается на иных ценностях нежели их родители. То, что ещё некоторое время назад считалось безнравственностью и невоспитанностью, становится нормой. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу непоправимый урон, они разрушают личность. Технический прогресс, развитие науки облегчило человечеству доступ к знаниям. Обучение основам различных наук в наше время происходит в обязательном порядке, по планам и программам. Этот процесс строго регламентирован и продуман. Однако нравственное воспитание подрастающего поколения сильно отстает. Общество периодически будоражат споры на тему, кто должен заниматься воспитанием ребёнка – родители или школа. Сегодня значение семьи в воспитании снизилось, институт семьи переживает огромную трансформацию. Этот вопрос встал так остро, что пришлось вносить поправки в конституцию РФ. Ребёнок растёт и развивается окружённый множеством разнообразных источников информации, сильно воздействующих на него как позитивно, так и негативно.
Ещё писатели – фантасты прошлого столетия задавались вопросом, что ждёт образованное человечество без морали, без нравственности, без духовности. Сегодня стремительно развивается искусственный интеллект, но робот не обладает душой. В здоровом обществе нравственность должна вести за собой интеллект. Таким образом, целью духовно-нравственного воспитания является формирование нравственности, морали, чему соответствуют критерии добра, милосердия, заботы, образованности, порядочности, честности
Детство – это прекрасная страна, где каждый ребёнок строит свой чудесный дом будущего. От родителей, педагогов зависит, какой фундамент будет заложен в его основание. Не разрушится ли этот дом, когда ребёнок вырастет? Многолетний педагогический опыт, описанный в литературе, показывает, что крепкий фундамент, база для развития личности ребенка – это духовно-нравственные ценности, интериоризированные им в пору взросления в общении со значимыми взрослыми, в труде и творчестве, созидательной деятельности на благо окружающих.
Духовно-нравственное воспитание – это основа формирования культурной личности, способной к саморазвитию, адаптации в сложной окружающей действительности, умеющей совершенствовать и позитивно реализовать свой творческий потенциал в интересах личности, общества, государства
В отделе «Пластические искусства» Дворца творчества детей и молодежи дети обучаются декоративно-прикладному творчеству и изобразительному искусству в самых разнообразных объединениях. И каждая дополнительная общеобразовательная программа предусматривает решение задач духовно-нравственного воспитания детей средствами декоративно-прикладного и изобразительного творчества.
На протяжении 15 лет отдел плодотворно сотрудничает с Епархиальной православной гимназией имени святого праведного Иоанна Кронштадтского. Важным аспектом духовно-нравственного воспитания остаётся богатое культурное наследие христианства. Президент В.В. Путин отмечал - «трудно не согласиться с теми, кто утверждает, что без христианства, православной веры, без возникшей на их базе культуры вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому важно вернуться к этим первоисточникам, когда мы вновь обретаем себя, ищем нравственные основы жизни».
Епархиальная Православная Гимназия имени Святого Праведного Иоанна Кронштадтского в городе Оренбурге была создана по благословению Его Высокопреосвященства Валентина, митрополита Оренбургского и Бузулукского16 августа 2001 года. В основе образовательной модели гимназии лежит обеспечение единой образовательной среды, способствующей развитию у детей Богом данных талантов и способностей через раннее их обнаружение, выработка трудолюбия, пробуждение интереса к соответствующим видам деятельности и приобщение к разнообразным искусствам, наукам и ремеслам, не противоречащим исконным духовно-нравственным традициям русского народа. В основах социальной концепции русской православной церкви содержится указание, что: «Школа есть посредник, который передает новым поколениям нравственные ценности, накопленные прежними веками. В этом деле школа и Церковь призваны к сотрудничеству. Образование, особенно адресованное детям и подросткам, призвано не только передавать информацию. Возгревание в юных сердцах устремленности к Истине, подлинного нравственного чувства, любви к ближним, к своему Отечеству, его истории и культуре — все это должно стать задачей школы не в меньшей, а может быть и в большей мере, чем преподавание знаний.
Этой идеей пронизан весь образовательный процесс гимназии, в том числе и система дополнительного образования. Характер обучения, взаимоотношений между педагогами и учениками обусловлены воцерковленностью всех участников образовательного процесса. Здесь царит особая атмосфера доброты и принятия, здесь ученики.
С 2007 года обучает гимназистов искусству лепки педагог дополнительного образования Фирсова Светлана Юрьевна, руководит творческим объединением «Лепим сказку» На занятиях этого объединения дети учатся создавать из пластилина, глины и холодного фарфора свои собственные сказочные истории. А 2019 года здесь начала учить детей основам изобразительного искусства и Хорохорина Татьяна Александровна. Множество разнообразных выставок детских работ неоднократно украшали праздники, проходящие в гимназии, обучающиеся результативно участвуют в конкурсах декоративно-прикладного искусства различного уровня: Международный фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Шелковый путь»; Международный творческий конкурс «Мои таланты»; Всероссийский творческий конкурс «Мои таланты» Всероссийский конкурс «Кладовая талантов»; Городские выставка-конкурсы: «Творенье детских рук прекрасно», «Творчество без границ», «Мир глазами детей», «Волшебная страна пластики», «Царство игрушек».
Глина, пластилин, тесто – особые пластические материалы, удивительным образом трансформирующееся из бесформенного куска в узнаваемые предметы, красивые утилитарные вещи. Пейзажи, натюрморты и портреты. Это всегда восхищает ребенка и поддерживает его в мысли, что он – творец, нужно лишь потрудиться. Выполненные руками ребёнка под руководством педагога сувениры, поделки, рисунки обязательно находят применение – это и подарок маме, другу, учителю, и то, что он сам может использовать в быту – украшение, подставка под карандаши, картина на стену другие милые мелочи. Для директора гимназии Протоиерея Георгий Горлова, особенно ценна практическая значимость, выполненных детьми поделок, сувениров, картин.
Православная религии на протяжении двух тысячелетий влияла на формирование культуры России. Православные христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными возможностями. Одним из важных проявлений духовно-нравственной культуры человека является любовь к родному краю. Культура России созидалась людьми, которые любили свое Отечество. Так на занятиях творческого объединения «Лепим сказку» и изостудии «Юный художник» гимназисты с удовольствием лепят и рисуют любимые места родного города, природу Оренбургского края. Лепят животных Оренбуржья.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России предусматривает «необходимость формирования таких качеств личности ребенка как патриотизм, стремление к красоте и гармонии, уважение к труду, творчеству и созиданию, в соответствии с базовыми национальными ценностями». Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лепим сказку» Фирсовой С.Ю. знакомит обучающихся с уникальным миром искусства родного Оренбургского края. В программе предложены этапы обучения детей младшего школьного возраста работе с пластилином, глиной и холодным фарфором – от простых форм до объемной сюжетной композиции.
На занятиях обучающиеся знакомятся с народными сказками и рассказами, что воспитывает патриотические ценности у ребенка, любовь к своей малой Родине, развивает фантазию. Вот примеры тем программы: «Композиция Подводное царство. Ириклинское водохранилище», «Композиция «Лечу над Оренбургом», «Композиция «Корабли степи - верблюды».
В дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юный художник» Хорохориной Т.А. изобразительное искусство рассматривается как дисциплина, формирующая эстетически развитую личность, искусство как культура отношения ко всем явлениям жизни, как творчество – развитие ассоциативного мышления, искусство как система языков пластических искусств. Содержание программы знакомит с достопримечательностями, природой Оренбурга, христианскими праздниками: «Пейзаж «Парки Оренбурга», «Пейзаж «Весна в Оренбурге», «Рождественская открытка», Роспись по дереву «Пасхальный перезвон»
Духовно-нравственное воспитание, предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям. Создавая единую образовательную и воспитательную среду на занятиях, решая вопросы духовно - нравственного и патриотического воспитания, мы можем сохранить духовное и физическое здоровье будущего поколения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий