Валяние из шерсти или фелтинг (от англ. felt — войлок) - особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти создаются картины, объемные игрушки, декоративные предметы, одежда, аксессуары, шерстяное полотно, рисунок на шёлке или войлоке. В основе это техники лежит свойство натуральной шерсти «сваливаться» или образовывать войлок.
Человек обнаружил эту способность шерсти около 8 тысяч лет назад, используя для валяния шерсть и кости диких животных. Надо полагать, что это открытие имело огромное значение в жизни древних людей, так как дало возможность создавать тёплую и удобную обувь, одежду, одеяла и т.д. После того, как человек приручил диких коз и овец, стала использоваться состриженная шерсть.
Неизвестно, в каком уголке Земли возникла и получила распространение эта техника. Но сырьё для валяния даёт возможность предполагать, что рукоделие было развито в тех районах, где занимались овцеводством. Одни из самых древних образцов этого мастерства были обнаружены как раз в Древней Азии. Кочевники создавали одежду, напольные покрытия и даже жилища. Найдены были также магические фигурки из войлока, которым приписывались сакральные свойства. Считалось, что изделия из сваленной шерсти оберегают владельцев от порчи, сглаза, злых духов, болезней.
Особенно интересные находки были сделаны в древних Алтайских высокогорных захоронениях, где свойства гробниц и технологии их строительства позволили остаться нетленными предметам органического происхождения, которые в других условиях были бы разрушены временем. Это изделия из войлока и ткани, меха и кожи, предметы с резьбой по дереву. Тонкая и грубая овечья свалянная шерсть использовалась при изготовлении бытовых предметов и в прикладном искусстве. Особенно поражали растительные, животные и геометрические орнаменты и аппликации.
Валяние из шерсти было известно и в Римской империи, о чём свидельствуют фрески в одном из сохранившихся с тех времён доме мастера-валяльщика.
В Средние века получила распространение легенда о покровителе валяльщиков Святом Клементе. По легенде, его долго преследовали враги. От продолжительной ходьбы его ноги отекли и устали. Заметив на одном из кустарников клочья шерсти, Клемент обмотал ими ноги поверх сандалий. По окончании своего пути он обнаружил, что мягкая податливая шерсть превратилась в прочный материал, который принял форму ступни.
Валяние на Руси известно прежде всего валенками. Изготавливали их из грубой овечьей шерсти вручную. Первые ремесленные мастерские по производству войлока возникли в 16 веке, а в 19 веке изобрели машины для валяния.
Существует две техники валяния: сухое и мокрое валяние. Сухое валяние имеет другое название – фильцевание. Это многократное прокалывание заготовки из шерсти специальной иглой с засечками на конце до сваливания заготовки в плотный однородный материал. В процессе прокалывания при помощи засечек происходит изменение структуры волокна. Волокна спутываются между собой, образуя плотный неразрывный материал. Сухое валяние используют для создания объёмных трёхмерных изделий (игрушек, кукол, цветов), нанесения узоров на фетр или предварительно свалянные поделки.
Для сухого валяния нужны:Шерсть для валяния разного цвета
Иглы для валяния
Губка (как основа-держатель для изделия во время валяния)
Как разновидность сухого валяния рассматривают создание картин. Но при этом не используются иглы, шерсть не сваливается и не меняет структуры. Происходит создание картин следующим образом. На подрамник выкладывается ворсистая ткань по размеру. На ткань плотно укладываются вытянутые пряди шерсти так, чтобы полностью закрыть основу – это фон. Затем из прядей разного цвета, длины и плотности выкладываются поэтапно разные элементы композиции: стебли, листья, тычинки, пестики, лепестки. Затем поверх картины кладут стекло и помещают картину в раму.
Мокрое валяние - это процесс сваливания шерсти с применением тёплого мыльного раствора, в результате чего появляются изделия из нетканого материала (валенки, сумки, шарфы, шапки). Он равномерно распределяется по плоскостной заготовке (например, с помощью пульверизатора). Затем валяльщик начинает тереть и раскатывать заготовку, в процессе чего шерстяные волокна теряют эластичность и сваливаются. Этот вид валяния используется для плоских изделий: картин, полотен, одежды, одеял и др.
Для мокрого валяния нужны: шерсть для валяния разных цветов/оттенков;
тёплый мыльный раствор (вода и несколько капель средства для мытья посуды)
Пульверизатор (для распределения раствора по изделию)
Сетка или пупырчатая плёнка (для трения)
Органза (чтобы узор на ткани не сместился во время трения)
В последнее время получил распространение ещё один вид валяния – нанофелтинг (от англ.nunofelting). Это создание узоров, изображений из шерсти на шёлковой ткани. Достигается это способом мокрого валяния, так что скорее нанофелтинг – это разновидность мокрого валяния. Шерсть в процессе сваливания уменьшается в размерах, что ведёт к сжатию шёлка и интересным эффектам. В результате можно получить революционно новую натуральную ткань, которую можно использовать для изготовления аксессуаров и предметов одежды.
В процессе всех видов валяния изделие даёт усадку на 30-40 процентов. Это надо учитывать при создании заготовки.
В последнее время интерес к валянию вырос. Проводятся уроки, мастер-классы по созданию изделий из шерсти. Эта техника позволяет создать тёплые, душевные, живые, интересные и эксклюзивные вещи. Обучение технике мокрого валяния доступно даже старшим дошкольникам. Дети с удовольствием создают ткань и поделки из неё своими руками. Это способствует развитию умения строить композицию, сочетать цвета, развивает тактильные анализаторы, фантазию, творческие способности детей, мелкую моторику руки, позволяет привить интерес к урокам ручного труда.
Комментариев нет:
Отправить комментарий