суббота, 2 марта 2024 г.

Что такое береста?

В нашем отделе преподаёт изобразительное и декоративно-прикладное искусство детям творческий педагог Терещук Наталия Владимировна. Один из видов творчества, которому она учит детей- это изделия из бересты. Наверное, нет такого человека в нашей стране, который не знал бы, что такое береста. Но, на всякий случай, приведем определение:
Береста - это наружный защитный слой коры березы. Он состоит из тончайших пластин, крепко скрепленных между собой.
У многих изделия из бересты ассоциируются исключительно с сувенирными развалами, однако, круг ее применения значительно шире.
Береста уникальна как материал. Судите сами: она сочетает в себе закономерные свойства дерева и...например, эластичность и гибкость кожи! Удивительные водонепроницаемость и устойчивость к гниению, при этом - материал живой, дышит и видоизменяется со временем.
Береста — это верхний слой (белая наружная часть) коры берёзы.
Внешняя сторона бересты обычно белого цвета с сероватым оттенком, реже — розовато-коричневого. Внутренние слои, обращённые к лубу, бывают различных оттенков — от жёлтого до коричневого.
В древности бересту использовали:
в строительстве (как стойкий к сырости прокладочный материал);
для изготовления домашней утвари;
для художественных поделок;
как материал для письма (берестяные грамоты).
В настоящее время береста применяется:
для изготовления наборных рукояток ножей; в народных промыслах как поделочный материал для изготовления туесов, шкатулок, художественных панно, сувенирной продукции и других изделий.
В народном быту широко применяли традиционные берестяные изделия: туески, или бураки, набирушки, лукошки, заплечники, или пестери, сумки, или зобенки.
Известно, что на лесной территории нашей страны — в бывших Вологодской, Архангельской, Олонецкой, Вятской, Владимирской, Нижегородской губерниях, а также на Урале и в Сибири — в Пермской, Тобольской губерниях существовали промыслы, прославившиеся берестяными изделиями. Техника производства берестяной утвари несложна. Любой крестьянин по мере необходимости мог сделать нужные в хозяйстве предметы.
По праву первое место среди берестяных художественных промыслов занимает Шемогодский, названный так по имени речки Шемоксы ‘ неподалеку от Великого Устюга, по течению которой были расположены селения мастеров. Тонкий, легкий растительный резной орнамент украшает цилиндрические поверхности бурачков, крышки и стенки шкатулок, коробок, ларцов. Оттененная золотистой или коричневой, чуть подкрашенной древесиной обрамления, розовато-белая матовая береста выглядит неведомым, необычным материалом, по сути преображенным трудом мастера в драгоценность.
Не меньшую известность завоевали северорусские промыслы по росписи берестяных изделий. Среди них выделяются туеса, расписанные так называемой пермогорской росписью, получившей название по имени селения Пермогорья па Северной Двине. Их прежде всего отличает характерный колорит росписи: на белом или чуть кремовом фоне написаны красным и зеленым цветом в пределах четкого темного контура разнообразные растительные мотивы, сценки из крестьянской жизни, сказочные птицы.
Устюжский промысел, что был в селениях по реке Устюге, славился сказочностью растительного орнамента, написанного по ярким оранжево-красным, зеленым и даже синим фонам. Формы устюжских бурачков бывали необычных пропорций, их зачастую делали вытянутыми или широкими, приземистыми.
Крупные центры росписи берестяных изделий известны на горнозаводском Урале, в Сибирском Зауралье. Яркие и веселые цветы и букетики, гравюры и декоративная роспись «под малахит», «под яшму», «под черепашку» украшали уральские туеса набирушки и кузовки.
Сибирские или тюменские туеса, на которых писали размашистой кистью ветки, гирлянды пестреньких цветов, были известны по всей Западной Сибири.
Малоизвестные центры росписи туесов находились в Вятском крае. Вязовские бураки (с. Вяз), бураки из г. Луза делались разного размера и назначения — от детских игрушечных до ведерных. В росписи вятских бураков сложился собственный, грубоватый стиль исполнения, в ней сочетались открытые тона — красный, синий, желтый, зеленый. Для нее характерны небольшие растительные мотивы — цветы, бутоны, листья — и простые композиции, в которых цветы группировались в гирлянды, небольшие букетики. Расписанные масляными красками с применением белительных разживок, вятские бураки сразу выделяются среди широко известных разновидностей русской бурачной росписи.
Значительные центры изготовления тисненых берестяных изделий известны на Рязанщине, русском Севере, в Прикамье, на Среднем Урале. Своеобразные строгие композиции тисненого, или, как говорят старожилы, «чеканного», геометрического узора украшают чусовские бураки, что делали в селениях но нижнему течению реки Чусовой. В чеканку салдинских бураков, которые изготавливали жители деревень, что на уральской речке Прокопьевская Салда, органично включали растительные мотивы и изображения птиц. Очертания отдельных мотивов, четкие и пластичные, свидетельствовали о высоком уровне металлообрабатывающего уральского промысла, мастера которого делали такие совершенные металлические чеканы и наносили на них разнообразные узоры.
Тобольские тисненые туески известны разнообразным геометрическим орнаментом. Мастера обращались к местным сюжетам, изображая с помощью специальных штампиков птиц, животных, изредка целые сцены. Как и в любом проявлении народного примитива, стремление расширить границы жанра бытовой вещи, желание ввести в него новое содержание нередко давало интересные в художественном отношении индивидуальные решения.
Совершенно исключительны по своим художественным достоинствам произведения народных мастеров Восточной и Западной Сибири, советского Дальнего Востока. Искусство художественной обработки бересты, существующее там в виде домашнего ремесла, достигло высокого совершенства. Стоит только сказать: «Береста народов Приамурья», как в памяти возникают всевозможных форм короба, поверхность которых украшена четким изысканным узором. Ни с чем нельзя спутать терракотово-белую бересту народов Западной Сибири — хантов, селькупов. Своеобразная техника гравирования позволяет мастерам достигать эффекта классически ясного двуцветного узора.
Берестяные изделия якутов отличаются разнообразием применяемых техник — они любят и резьбу, и гравирование и процарапывание. Часто встречается соединение нескольких материалов в украшении берестяной посуды — бисер и конский полое, тальник и металлические литые детали, всевозможные цветные подкладки под вырезанные отверстия. Все это позволяет достигать впечатления особой торжественности и праздничности якутских берестяных изделий, будь то короб для приданого, входная дверь в берестяной дом — урасу, или всего-навсего маленькая сувенирная коробочка.
Все разнообразные берестяные изделия народов России можно разделить на несколько групп в зависимости от способа их изготовления, от характера и размера используемой бересты. Прежде всего нужно выделить вещи, сделанные из целого куска бересты. Они наиболее просты по формам, их проще всего сделать. К таким вещам относятся низкие широкие открытые сосуды — чекманы, кузовки, набирушки. Значительную группу представляют плетеные изделия. Именно среди них можно наблюдать удивительное богатство форм, размеров — и маленькие походные солонички, и огромные сумки-заплечники, плетеная обувь — бродни, и простые по очертаниям чехлы для точила. Наиболее сложные и трудоемкие предметы утвари, такие, как уже известные нам бураки, короба, относятся к третьей группе сшивных изделий. Совершенно естественно, что разнообразными являются и способы украшения берестяных изделий: выскабливание и гравирование, тиснение и резьба, роспись разного рода красками.
В Поволжье, на русском Севере и Урале, в Западной Сибири встречаются особые формы берестяной утвари, характерные как для русских, так и для карел, коми, хантов, манси. Долгое общение с ними дало русским некоторые типы берестяных изделий, например солоницу с крышкой, основным украшением которой являются рельефные зубчики нескольких слоев бересты, накладываемых друг на друга. Эти треугольные зубчики создают оригинальную чешуеобразную поверхность. Вместе с самими вещами были восприняты их древние местные названия, например «чекман» — широкая и низкая четырехгранная открытая посудина, распространенная в Свердловской и Тюменской областях.
В Сибири якуты восприняли от русских некоторые способы художественного оформления берестяных изделий — сочетание прорезного орнамента с цветными подкладками.
Художественная обработка бересты – один из видов народного декоративного искусства, сохранивший до наших дней традиционные методы и приемы обработки природного материала. И в настоящее время география основных центров художественной обработки бересты достаточна обширна: Великий Устюг, Архангельск, Петрозаводск, пос. Асино Томской области и т. д.








Комментариев нет:

Отправить комментарий