Автор: педагог дополнительного образования Терещук Наталия Владимировна
Изобразительное искусство - одно из важнейших направлений в развитии творческой личности. Оно способствует развить творческую активность ребенка, обогащает эмоциональный мир, учит ярче воспринимать окружающую среду. И в этом не маловажную роль играет педагог работа, которого требует художественных способностей, знаний изобразительной грамоты. Исходя из своего педагогического опыта, в моем понимании изобразительная деятельность для детей имеет важное значение в жизни, способствующее всестороннему развитию личности. В процессе создания художественного образа у ребенка формируются навыки и творческие способности, наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, развивается мышление, рождаются идеи будущих проектов и их реализация. Я работаю по программе, которая имеет художественную направленность и реализуется в творческом объединении «Азбука творчества»отдела «Пластические искусства» Дворца творчества детей и молодежи. В 2017 году программа заняла первое место в городском конкурсе авторских программ. Главной целью моего творческого объединения «Азбука творчества» является развитие художественной культуры обучающихся посредством занятий изобразительной и проектной деятельностью и приобщения к национальной и мировой художественной культуре. Основными задачами является: знакомство и обучение детей с практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности, таких как:графика,живопись, художественно конструирование, декоративно-прикладное искусство; развивать повышение мотивации к творческой деятельности; изучение различных приемов и техник. Главным компонентом моей деятельности является то, что общение детей с искусством может происходить не только в специальных учреждениях с художественным уклоном, но и в средней школе как необходимое дополнение кдуховному обогащению и формированию нравственно - эстетических и общечеловеческих ценностей. Приобщая обучающихся миру искусства, создавая какое - либо изображение или изделие из бумаги, от ребенка не требуется специальных, ремесленных - правильных навыков или реализации сложного проекта. Но Главной задачей программы является то, чтобы дети почувствовали себя мастерами своего дела, таким образом, искусство становится доступной формой самовыражения личности. Все это способствует самоопределению школьника в мировой и национальной культуре. Для меня очень важно то, что программа ставит задачи не только научить каждого ребенка рисовать академически правильно, но и предоставляет широкий диапазон материалов и средств выражения своих идей, композиционных предпочтений на плоскости листа или в объеме. Каждый ребенок имеет возможность проявить свою индивидуальность: сформулировать свою мысль и донести ее в качестве изображаемого элемента, обосновать и вывести его на высокий уровень,применяя различные техники и приемы.
Важнейшим условием раскрытия творческой активности детей для меня – создание благоприятной атмосферы в группе. Оказание внимания и доброжелательности - активизирует активность, любознательность, интерес обучающихся и выводит на положительные результаты проделанной работы. Все это влияет на достижение творческих успехов ребенка. В процессе своих занятий,мы с детьми анализируем ту или иную проблему и разрешаем ее в процессе общения, что способствует у детей развитиюречи. Они учатся наблюдать за предметами, сопоставлять, сравнивать. Большую помощь им оказывает наглядный материал, репродукции картин художников, образцы работ педагога – все это способствует выражению своего мнения и соизмерению возможности выполнения задания.Таким образом, у детей развиваются эстетические чувства выразительность образов в картинах, скульптуре, архитектуре, произведениях прикладного искусства помогают детям глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунках, лепке, аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Задания построены на постоянном чередовании разнообразных техник, черно-белых и цветных заданий, что дает возможность постоянной творческой активности и росту художественного мастерства ребенка. Существует последовательность доминирующих тем, которой подчиняется логика перехода от одного занятия к другому. В начале каждого раздела я провожу вводное занятие. Моя задача вовлечь детей в атмосферу раздела. Дать им возможность поразмышлять на данную тему. Таким образом, создаю мотивирующие условия с помощью тестов, загадок, ознакомительных упражнений. Программа включает метод поэтапного ведения занятий. В последующие годы обучения осуществляется переход к изображению более сложных комбинированных форм, выполняют тематические композиции, изучая вопросы формирования навыков объемно-пространственного изображения, изучаются законы линейной и воздушной перспективы, приемы решения живописного и творческого рисунка, передача пространства. При работе над тематическим заданием, в процессе поиска сюжета и изобразительных средств, обучающиеся должны понимать, что одна и та же тема может быть решена по-разному, вариативно. Кроме того, предусматривается направленность на самостоятельный поиск проблемы и темы в искусстве. Самостоятельная работа обучающихся предполагает: работу над эскизами композиции, наблюдение окружающей жизни в связи с тематикой практического задания, выполнение набросков, зарисовок и этюдов к теме задания, дистанционное изучение материала. Часто на занятиях возникают проблемы из-за того, что у детей что-то не получается – это отсутствие навыков изображения, когда обучающиеся ограничены в рамках стереотипов, слабая моторика руки. Таким образом, малоподвижные ассоциативные связи, отсутствие фантазии, неумение самостоятельно вести творческий поиск. В связи с этим дети теряют интерес к изобразительной деятельности и программируют себя на неудачу. В связи с этим моя программа включает темы, в которых обучающиеся учатся самостоятельно вести творческий поиск на ассоциативном уровне, где им дается возможность фантазировать и составлять свою композицию. Не всегда получается построить правильную форму с учетом пропорций, но получается выразить ее с помощью стилизации, трансформируя в пространстве. Очень успешно выполняются задания, таких тем, в которых применяется творческое мышление у детей, например: создать художественный образ на основе ладошки или с помощью линии дорисовать детали объектов и придать им законченный вид схожий с реальным образом при помощи технических приемов (пятно, силуэт).
Наблюдая за успехами и неудачами ребят, я убедилась в том, что некоторые темы программы им более близки и понятны, другие же вызывают затруднения и оставляют равнодушными. Моя деятельность заключается в индивидуальном подходе к каждому ребенку. Чтобы заинтересовать и научить.
Комментариев нет:
Отправить комментарий